Версия для слабовидящих · Основной дизайн

«Сведения об образовательной организации»

На главную

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К.Кромского Корочанского района Белгородской области»

                                       

                                                           ПРИКАЗ                                                    №127

«29»  августа 2013  года

Об организации горячего питания учащихся

           В соответствии с  режимом функционирования школы в целях создания условий для обеспечения доступного и качественного питания учащихся, сохранения и укрепления здоровья школьников приказываю:

1.     Шеф-повару Баевой В.В. ежедневно на 1 и 2 перерывах организовать выдачу 200 мл. пастеризованного молока  с булочкой или другим мучным кондитерским изделием  и натуральным медом учащимся 1-11 классов

2.     Классным руководителям 1-11 классов обеспечить ежедневную подачу заявок о количестве присутствующих учащихся в начале 1 урока.

3.     Шеф-повару Баевой В.В. обеспечить выполнение санитарных требований в школьной столовой.

4.     Кладовщику Марченко Е.В. осуществлять строгий контроль за наличием качественного удостоверения и сроков реализации получаемых молочных продуктов.

5.     Вменить в обязанность кладовщику Марченко Е.В. ведение тетради по учету получения и реализации молока, контроль за выдачей пайков обучающимся из многодетных семей.

6.     Организовать горячее питание учащихся  в 2013-2014 учебном году.

7.     Назначить ответственных

7.1.         кладовщика школы Марченко Е.В. - за обеспечение школьной столовой качественными продуктами питания;

7.2.         шеф-повара школы  Баеву В.В.-  за обеспечение качественного приготовления пищи,  санитарное состояние в столовой; оформление стенда в обеденном зале столовой и обновление его содержания в течение года (меню, приказ о создании бракеражной комиссии, графики дежурства по столовой.)

7.3.         бухгалтера школы Бакаеву  Г.Н. – за  бракераж сырой и  готовой продукции,  составление меню; предоставление документов до 10 числа каждого месяца о выдаче сухих пайков школьникам из многодетных семей (приложение 1) и приказа о выдаче сухих пайков в управление образования; осуществление контроля за работой по заполнению табелей ежедневного учета детей из многодетных семей; обеспечение предоставления информации результатов мониторинга качества и ассортимента питания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении в соответствии со  следующими сроками: за 3 квартал 2013 года - 20 сентября 2013г.,  4 квартал - 20 декабря 2013г.,   1 квартал – 20 марта 2014 г.,  2 квартал 2013 года – 05 июня 2014 г. (приложение 2-4) ;

7.4.         заместителя директора по АХР Назарова Л.Л. - за рабочее состояние технологического оборудования школьной столовой;

7.5.          заместителя директора по ВР Муковникова Е.Ю.-  за организацию дежурства учащихся.

8.     Обязать классных руководителей

8.1.         Обеспечить 100% питание учащихся в столовой школы.

8.2.         Проводить сбор родительской предоплаты за питание накануне следующего месяца с последующим внесением денег в бухгалтерию школы до 1-го числа ежемесячно; дети из многодетных семей питаются за счет бюджетных средств согласно списка ( приложение 5).

8.3.         Осуществлять контроль за родительской платой за питание.

8.4.         Обеспечить своевременное и качественное дежурство учащихся по столовой.

8.5.         Формировать у учащихся культуру поведения в столовой и культуру приёма пищи.

8.6.         Обеспечивать выполнение учащимися гигиенических норм во время приёма пищи.

8.7.         Провести мониторинг индивидуальной переносимости мёда  и молока обучающимися и предоставить медицинские справки обучающихся с противопоказаниями по потреблению вышеуказанных продуктов, секретарю школы до 7 сентября 2013 г.

9.             Утвердить график дежурства администрации в столовой (приложение 6).

1                 Утвердить график дежурства учащихся по столовой (приложение 7)

1            Утвердить график приёма молочных завтраков, обедов и полдников (для детей, посещающих ГПД ; приложение 8).

1        Утвердить план мероприятий по пропаганде и формированию культуры здорового питания среди обучающихся, их родителей (приложение 9).

1          Учителю информатики  Казаковой В.М. разместить раздел «Школьное питание» на школьном сайте.

1           Заместителю директора по ВР Муковникову Е.Ю. организовать  внедрение программ «Разговор о правильном питании» для учащихся 1-2 классов, «О роли мёда в формировании здоровья детей и подростков» до 10.09.2013 г.

1              Контроль за исполнением приказа оставляю за собой

 

Директор школы                                    Л.Н. Создана

 

Рассмотрено на заседании педагогического  совета школы

протокол № 1

от «11» ноября 2013 г.

Утверждаю

директор школы_____(Л. Создана)

приказ № 186

от   «14» ноября 2013 г.

 

Положение

об организации рационального питания детей и подростков в МБОУ «Корочанская СОШ им. Д.К. Кромского»

1.     Общие положения

 

1.1.           Настоящее    Положение    устанавливает   порядок    организации

рационального питания детей и подростков в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Корочанская средняя общеобразовательная школа им. Д.К. Кромского Корочанского района Белгородской области» (далее Школа) и определяет основные организационные принципы, принципы формирования рационов питания.

1.2.           Основными   задачами    при    организации    питания    детей    и подростков в Школе являются:

а) сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания по всем пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);

б) соответствие энергетической ценности суточных рационов питания  энерготратам обучающихся и воспитанников образовательных учреждений;

в) оптимальный режим питания;

г) обеспечение в процессе технологической  и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовых качеств и сохранения исходной пищевой ценности;

д) учёт индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников образовательных учреждений (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия и прочее);

е) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд;

ж) пропаганда  принципов здорового и полноценного питания;

з) соответствие сырья и продуктов, используемых в питании обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренных техническим регламентом о безопасности пищевой продукции, техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей, техническим регламентом на масложировую продукцию, Единым требованиям, СанПиН 2.3.2.1940-05, СанПиН 2.3.2.1078-01.

1.3. Настоящее Положение разработано на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299 (далее – Единые требования);

- Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- Федеральный закон от 2 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № «Об образовании»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания»;

 -   Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-гигиенические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СаниПиН 2.1.4.1074 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.3.2.1293-03 «гигиенические требования по применение пищевых добавок»;

- Методические рекомендации «Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников», разработанные институтом возрастной физиологии РАО в рамках реализации мероприятия «Организационно-аналитическое сопровождение мероприятий приоритетного национального проекта «Образование»;

- Методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, утверждённые приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2012 года №213н/178;

- Постановление правительства Белгородской области от 16.01.2012 года № 16-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Модернизация школьного питания в Белгородской области» на 2012-2014 годы» (с изменениями);

- Постановлением администрации.

1.4. Положение определяет основные организационные принципы питания обучающихся в Школе, принципы и методику формирования районов питания и ассортимента пищевых продуктов, предназначенных для организации рационального питания школьников в ОУ, в том числе при отборе, закупках, приёмке пищевых продуктов и продовольственного сырья, используемых в питании детей и подростков, составлении меню и ассортиментных перечней, в производстве, реализации и организации  потребления продукции общественного питания, предназначенной для детей и подростков повышенной биологической и пищевой ценности, в том числе обогащённых микронутриентами.

2.     Основные организационные принципы питания учащихся в ОУ

 

Питание детей в школе регламентировано требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08, утверждённых постановлением от 23 июля 2008 года № 4, действующими с 1 октября 2008 года по настоящее время.

2.1.         Для   обучающихся  Школы  необходимо   организовать   двухразовое питание (завтрак и обед). Организация горячего питания предполагает обязательное использование в каждый приём пищи горячих блюд и кулинарных изделий, в том числе первых блюд и горячих напитков.

2.2.            Для  обучающихся и воспитанников Школы, посещающих группу продлённого дня с режимом работы до 17 часов и более, дополнительно необходимо организовать полдник.

2.3.         Интервалы     между       приёмами        пищи      обучающихся    и

воспитанников образовательных учреждений рекомендуется составлять не менее 2 - 3 часов и не более 3,5 - 4 часов.

Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут в соответствии с режимом учебных занятий. За каждым классов (групп) в столовой должны быть закреплены определённые обеденные столы.

2.4.         Для обеспечения обучающихся  здоровым питанием,  составными

   частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания следует разрабатывать рацион питания.

2.5.         В      общеобразовательных        учреждениях          рекомендуется

предусмотреть централизованное обеспечение питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

Питьевой режим в образовательном учреждении рекомендуется организовать в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в ёмкости.

2.6.         Должен   быть    обеспечен    свободный   доступ   обучающихся к

питьевой воде в течение всего времени их пребывания в общеобразовательном учреждении.

2.7.         При отсутствии централизованного водоснабжения в населённом

пункте организация питьевого режима обучающихся осуществляется только с использованием воды, расфасованной в ёмкости, при условии организации контроля разлива питьевой воды.

2.8.         Бутилированная  вода,   поставляемая    в    общеобразовательные

учреждения, должна иметь документы, подтверждающие её происхождение, качество и безопасность.

2.9.         Реализация  кислородных   коктейлей    осуществляется только по

медицинским показаниям и при условии ежедневного контроля  медицинским работником общеобразовательного учреждения.

2.10.    Ответственность за организацию питания в ОУ возлагается на их руководителей.

2.11.    Администрация  Школы   совместно   с   Управляющими     советами, родительскими комитетами на платной и бесплатной основах обязана организовать горячее питание для обучающихся, диетическое питание по медицинским показаниям.

2.12.    К поставке продовольственных товаров для организации питания

в ОУ допускаются в первую очередь непосредственные товаропроизводители. 

2.13.    ОУ,   самостоятельно       осуществляющее       производство       и  реализацию продукции школьного питания, организуют питание при наличии цикличных двухнедельных меню, разработанных на основе настоящего Положения, договора с аккредитованной на обеспечение лабораторно-технологического контроля за безопасностью и качеством питания детей и подростков испытательной (санитарно-пищевой) лабораторией, а также при наличии укомплектованности персоналом, отвечающим требованиям ГОСТ Р50935-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Требования к персоналу».

2.14.    Отпуск питания за  наличный расчёт организуется по классам   

в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем ОУ. Контроль за посещением столовой и учётом количества фактически отпущенных завтраков и обедов возлагается на организатора школьного питания, определяемого приказом по ОУ.  Заявка на количество питающихся предоставляется администрацией ОУ накануне до 15 часов и уточняется в день питания не позднее 2-го урока.

2.14. Классные руководители или учителя ОУ сопровождают учащихся в столовую и несут ответственность за отпуск питания обучающимся согласно утверждённому графику.

2.15. Определённый в установленном порядке организатор школьного питания  ОУ ведёт ежедневный учёт обучающихся, получающих бесплатное питание в данном ОУ, по классам. Для правильности и своевременности расчётов по питанию организатор школьного питания ОУ не позднее 5 дней по окончании месяца готовит утверждаемый руководителем ОУ отчёт о фактически отпущенном питании.

2.16. Администрация ОУ несёт ответственность за организацию питания обучающихся, организует в столовой ОУ дежурство учителей и обучающихся.

2.17. Проверка качества пищи, соблюдение рецептур и технологических режимов осуществляется бракеражной комиссией, в состав которой  входят медицинский работник ОУ, повар, организатор школьного питания (дежурный учитель). Родительским комитетам и другим общественным организациям рекомендуется принимать участие в контроле организации питания в общеобразовательных учреждениях по согласованию с администрацией общеобразовательных учреждений. Результаты проверки заносятся в бракеражный журнал.

2.18.  В случае отсутствия в ОУ школьников более чем 5 дней, питание которых оплачивается за счёт бюджетных средств, по уважительной причине (болезни), по заявлению родителей (законных представителей) или по решению администрации ОУ обучающимся выдаётся набор продуктов школьного питания на сумму стоимости неполученных завтраков.

2.19. В целях обеспечения системы  организации питания  рекомендуется предусматривать обучение работников пищеблоков у поставщиков технологического  оборудования, а также на курсах повышения квалификации (с выдачей удостоверения государственного образца).

2.10.   Ежегодный   мониторинг   организации      школьного     питания

рекомендуется осуществлять на основе анализа состояния питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений по следующим направлениям:

а)    состояние       здоровья       обучающихся       и        воспитанников

общеобразовательных учреждений;

б)    соответствие    школьных   пищеблоков   требованиям    санитарно-

эпидемиологических правил и нормативов, а также применение современных технологий организации питания;

в)   модели организации питания в общеобразовательных учреждениях, реализуемые в Белгородской области;

г)     характеристика питания (по фактически применяемым рационам питания), в том числе по пищевой ценности рационов (белки, жиры, углеводы, энергетическая ценность), выходу  блюд (вес), цикличности  меню;

д) обеспеченность обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений горячим питанием в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

е)  перечень организаторов питания в общеобразовательных учреждениях;

ж)   ценообразование, стоимость питания в общеобразовательных учреждениях, дотации на питание обучающимися и воспитанниками общеобразовательных учреждений из средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников;

з)  изучение общественного мнения об организации питания в общеобразовательных учреждениях;

и) пропаганда здорового питания в общеобразовательных учреждениях;

к) реализация региональных и муниципальных программ по совершенствованию организации питания в общеобразовательных учреждениях;

л)    подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере организации питания в общеобразовательных учреждениях.

 

3.     Составление меню и ассортиментных перечней, в производстве, реализации и организации потребления продукции общественного питания, предназначенной для детей и подростков

3.1.             Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся

Школы  необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10-14 дней) в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню (таблица 1), а также раскладок, содержащих количественные данные о рецептуре блюд.

Таблица 1.

Рекомендуемая     форма   составления   примерного меню и пищевой ценности приготовления блюд.

 

День: понедельник

Неделя: первая

Сезон: осенне-зимний

Возрастная категория: 12 лет и старше

 


рец.

Прием пищи,
наименование
блюда   

Масса
порции

Пищевые
вещества
(г)

Энергети-
ческая  
ценность
(ккал)

Витамины (мг)

Минеральные
вещества (мг)

Б

Ж

У

B
1

C

A

E

Ca

P

Mg

Fe

2     

3  

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.         Меню     разрабатывается на основе утверждённых наборов (рационов) питания, обеспечивающих удовлетворение потребностей обучающихся и воспитанников разных возрастных групп  в основных пищевых веществах и энергетической ценности пищевых веществ с учётом длительности их пребывания в образовательном учреждении и учебной нагрузки.

3.3.         При необходимости для обучающихся (по медицинским показаниям) формируются рационы диетического питания.

3.4.         Реализация продукции, не предусмотренной  утверждённым перечнями и меню, не допускается.

3.5.         При разработке примерного меню учитываются продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, возрастную категорию и физические  нагрузки обучающихся.

3.6.         Примерное         меню        должно      содержать    информацию  о

количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур. Наименование блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать  их наименованиям, указанным в использованных  сборниках рецептур.

3.7.         При разработке меню для питания обучающихся предпочтение

следует отдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергавшимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.

3.8.         В примерном   меню   не   допускается повторения одних и тех же

блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или последующие 2-3 дня.

Не   допускается   повторение   в  рационах одних и  тех  же   блюд  или

кулинарных изделий в смежные дни. В смежные дни следует избегать использования блюд, приготавливаемых из одного и того же сырья (каши и гарниры из одного и того же виды круп, макаронные изделия в разных блюдах).

         В различных приёмах пищи в один день не допускается повторение одних и тех же блюд. При наличии первых блюд не должен приготавливаться их этих продуктов.

3.9.         Ежедневно, на основе типового двухнедельного рациона питания,

с учётом фактического наличия продуктов, формируется однодневное меню на предстоящий день, которое утверждается руководителем ОУ.

3.10.    Ежедневно    в   обеденном    зале    вывешивают      утверждённое

руководителем образовательного учреждения меню, в котором указываются сведения об объёмах блюд и названия кулинарных изделий.

4.     Принципы формирования рационов питания и ассортимента пищевых продуктов, предназначенных для организации рационального питания учащихся в ОУ

  

4.1.        При формировании рационов питания детей и подростков

должны         соблюдаться           следующие       принципы       рационального,

сбалансированного питания:

- удовлетворение потребностей детей в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возрастными физиологическими потребностями;

            - сбалансированность рациона по основным пищевым веществам (белкам, жирам, углеводам);

         - максимальное разнообразие рациона, которое достигается путём использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки продуктов;

         - адекватная технологическая (кулинарная) обработка продуктов, обеспечивающая высокие вкусовые качества кулинарной продукции и сохранности пищевой ценности всех продуктов;

         - разработка на каждое блюдо по меню технологических карт с наименованием блюда, выходом продукции в готовом виде, с раскладкой продуктов в брутто и нетто, химическим составом и калорийностью, описанием технологического процесса. Замена блюд возможна на равноценные по пищевой и энергетической ценности  и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов (таблица 2).

Таблица 2.

Таблица замены продуктов по белкам и углеводам.

Наименование   
продуктов     

Количество
(нетто, г)

Химический состав    

Добавить к
суточному
рациону или
исключить

белки, г

жиры, г

углеводы, г

Замена хлеба (по белкам и углеводам)

Хлеб пшеничный      

100  

7,6 

0,9 

49,7  

 

Хлеб ржаной простой 

150  

8,3 

1,5 

48,1  

 

Мука пшеничная 1 сорт

70  

7,4 

0,8 

48,2  

 

Макароны, вермишель 

70  

7,5 

0,9 

48,7  

 

Крупа манная        

70  

7,9 

0,5 

50,1  

 

Замена картофеля (по углеводам)

Картофель           

100  

2,0 

0,4 

17,3  

 

Свекла              

190  

2,9 

-  

17,3  

 

Морковь             

240  

3,1 

0,2 

17,0  

 

Капуста белокочанная

370  

6,7 

0,4 

17,4  

 

Макароны, вермишель 

25  

2,7 

0,3 

17,4  

 

Крупа манная        

25  

2,8 

0,2 

17,9  

 

Хлеб пшеничный      

35  

2,7 

0,3 

17,4  

 

Хлеб ржаной простой 

55  

3,1 

0,6 

17,6  

 

Замена свежих яблок (по углеводам)

Яблоки свежие       

100  

0,4 

-  

9,8   

 

Яблоки сушеные      

15  

0,5 

-  

9,7   

 

Курага (без косточек)

15  

0,8 

-  

8,3   

 

Чернослив           

15  

0,3 

-  

8,7   

 

Замена молока (по белку)

Молоко              

100  

2,8 

3,2 

4,7   

 

Творог полужирный   

20  

3,3 

1,8 

0,3   

 

Творог жирный       

20  

2,8 

3,6 

0,6   

 

Сыр                 

10  

2,7 

2,7 

-    

 

Говядина (1 кат.)   

15  

2,8 

2,1 

-    

 

Говядина (2 кат.)   

15  

3,0 

1,2 

-    

 

Рыба (филе трески)  

20  

3,2 

0,1 

-    

 

Замена мяса (по белку)

Говядина (1 кат.)   

100  

18,6 

14,0 

 

 

Говядина (2 кат.)   

90  

18,0 

7,5 

 

Масло +6 г

Творог полужирный   

110  

18,3 

9,9 

 

Масло +4 г

Творог жирный       

130  

18,2 

23,4 

3,7   

Масло -9 г

Рыба (филе трески)  

120  

19,2 

0,7 

-    

Масло +13 г

Яйцо                

145  

18,4 

16,7 

1,0   

 

Замена рыбы (по белку)

Рыба (филе трески)  

100  

16,0 

0,6 

1,3   

 

Говядина 1 кат.     

85  

15,8 

11,9 

-    

Масло -11 г

Говядина 2 кат.     

80  

16,0 

6,6 

-    

Масло -6 г

Творог полужирный   

100  

16,7 

9,0 

1,3   

Масло -8 г

Творог жирный       

115  

16,1 

20,7 

3,3   

Масло -20 г

Яйцо                

125  

15,9 

14,4 

0,9   

Масло -13 г

Замена творога

Творог полужирный   

100  

16,7 

9,0 

1,3   

 

Говядина 1 кат,     

90  

16,7 

12,6 

-    

Масло -3 г

Говядина 2 кат.     

85  

17,0 

7,5 

-    

 

Рыба (филе трески)  

100  

16,0 

0,6 

-    

Масло +9 г

Яйцо                

130  

16,5 

15,0 

0,9   

Масло -5 г

Замена яйца (по белку)

Яйцо 1 шт.          

40  

5,1 

4,6 

0,3   

 

Творог полужирный   

30  

5,0 

2,7 

0,4   

 

Творог жирный       

35  

4,9 

6,3 

1,0   

 

Сыр                 

20  

5,4 

5,5 

-    

 

Говядина 1 кат.     

30  

5,6 

4,2 

-    

 

Говядина 2 кат.     

25  

5,0 

2,1 

-    

 

Рыба (филе трески)  

35  

5,6 

0,7 

-    

 

 

4.2.         Обучающихся  и   воспитанников   образовательных   учреждений

рекомендуется обеспечивать всеми пищевыми веществами, необходимыми для нормального роста и развития, обеспечения эффективного обучения и адекватного иммунного ответа с учётом физиологических норм потребностей в пищевых веществах и энергии, рекомендуемых среднесуточных рационов (наборов) питания для соответствующих образовательных учреждений.

4.3.         Рационы     питания    детей    и     подростков    различаются    по

качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и подростков и формируются отдельно для младшего, среднего и старшего школьного возраста в соответствии с Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения (таблица 3).

Таблица 3.

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков разного возраста

Название пищевых веществ 

Усреднённая потребность в пищевых веществах для обучающихся двух возрастных групп

с 7 до 11 лет

с 11 лет и старше

Белки (г)         

77

90

Жиры (г)         

79

92

Углеводы (г)       

335

383

Энергетическая ценность  
(ккал)          

2350

2713

Витамин B1 (мг)      

1,2

1,4

Витамин B2 (мг)      

1,4

1,6

Витамин C (мг)      

60

70

Витамин A (мг рет. экв)  

0,7

0,9

Витамин E (мг ток. экв)  

10

12

Кальций (мг)       

1100

1200

Фосфор (мг)        

1650

1800

Магний (мг)        

250

300

Железо (мг)        

12

17

Цинк (мг)         

10

14

Йод (мг)         

0,1

0,12

 

4.4.                       Ассортимент пищевых продуктов, составляющих основу питания

обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, рекомендуется составлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 и СанПиН 2.4.5.2409-08.

4.5.                       При   организации    питания    обучающихся   и     воспитанников

образовательных учреждений рекомендуется включать в рационы питания все группы продуктов (таблица 4), в том числе:

мясо и мясопродукты;

рыбу и рыбопродукты;

молоко и молочные продукты;

яйца; пищевые жиры (за исключением кулинарных жиров, свиного или бараньего сала, маргарина и других гидрогинезированных жиров);

овощи и фрукты;

крупы, макаронные изделия и бобовые;

хлеб и хлебобулочные изделия;

сахар и кондитерские изделия.

Таблица 4

Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов,

в том числе используемые для приготовления блюд и напитков,

для обучающихся общеобразовательных учреждений

 

Наименование продуктов  

Количество продуктов в зависимости    
от возраста обучающихся

в г, мл, брутто

в г, мл, нетто

7 - 10 лет

11 - 18 лет

7 - 10 лет

11 - 18 лет

Хлеб ржаной               
(ржано-пшеничный)         

80

120

80

120

Хлеб пшеничный            

150

200

150

200

Мука пшеничная            

15

20

15

20

Крупы, бобовые            

45

50

45

50

Макаронные изделия        

15

20

15

20

Картофель                 

250 <*>

250 <*>

188

188

Овощи свежие, зелень      

350

400

280 <**>

320 <**>

Фрукты (плоды) свежие     

200

200

185 <**>

185 <**>

Фрукты (плоды) сухие, в   
т.ч. шиповник             

15

20

15

20

Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные                

200

200

200

200

Мясо жилованное (мясо на  
кости) 1 кат.             

77 (95)

86 (105)

70

78

Цыплята 1 категории       
потрошеные (куры 1 кат.   
п/п)                      

40 (51)

60 (76)

35

53

Рыба-филе                 

60

80

58

77

Колбасные изделия         

15

20

14,7

19,6

Молоко (массовая доля жира 2,5%, 3,2%)               

300

300

300

300

Кисломолочные продукты    
(массовая доля жира 2,5%, 
3,2%)                     

150

180

150

180

Творог (массовая доля жира не более 9%)              

50

60

50

60

Сыр                       

10

12

9,8

11,8

Сметана (массовая доля жира не более 15%)             

10

10

10

10

Масло сливочное           

30

35

30

35

Масло растительное        

15

18

15

18

Яйцо диетическое          

1 шт.

1 шт.

40

40

Сахар <***>               

40

45

40

45

Кондитерские изделия      

10

15

10

15

Чай                       

0,4

0,4

0,4

0,4

Какао                     

1,2

1,2

1,2

1,2

Дрожжи хлебопекарные      

1

2

1

2

Соль                      

5

7

5

7

Примечание:

*      Масса брутто приводится для нормы отходов 25%.

**  Масса нетто является средней величиной, которая может меняться в зависимости от исходного вида овощей и фруктов и сезона года. При формировании меню целесообразно обеспечивать выполнение натуральных норм питания в соответствии с данными, приведёнными в столбце нетто.

*** В том числе для приготовления блюд и напитков, в случае использования продуктов промышленного  выпуска, содержащих сахар (сгущённое молоко, кисели и др.) выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его содержания в используемом готовом продукте.

 

4.6.    В     примерном      меню     должно    учитываться   рациональное

распределение   энергетической   ценности   по   отдельным   приёмам  пищи.

4.7.    В суточном рационе питания оптимальное соотношение пищевых

веществ: белков, жиров и углеводов – должно составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности как 10-15%, 30-32% или 55-60% соответственно, а соотношение кальция у фосфору как 1:1,5.

4.8.    Ежедневно  в  рационах  2 - 6-разового питания следует включать

мясо,  молоко, сливочное масло и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приёмом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.

4.9.    При    организации    питания     учащихся   общеобразовательных

учреждений рекомендуется обеспечивать потребление обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений пищевых веществ, энергетическая ценность которых составляет от 60 до 100% от установленной суточной потребности в указанных веществах (в зависимости от времени пребывания в образовательных учреждениях).

4.10.                      Завтрак  состоит  из   закуски, горячего  блюда, горячего напитка.

В завтрак широко используются молочные каши, в том числе с овощами и фруктами, разнообразные пудинги и запеканки.

4.11.                      Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее

блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидор, свежей или квашеной капусты, моркови, свёклы и т.п. с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционные  овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.

4.12.                      В полдник  рекомендуется  включать  в  меню  напиток   (молоко,

кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.

4.13.                       Гигиенические            показатели            пищевой          ценности

продовольственного сырья и пищевых продуктов, используемых в питании детей и подростков, должны соответствовать Санитарно-эпидемиологичесим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».

4.14.                      Горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь

температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры - не ниже 65 °C, холодные супы, напитки - не выше 14 °C.

Согласно нормам СанПиН, каждый учащийся общеобразовательных учреждений должен получать в школе 60-85% необходимых пищевых веществ.

4.15. Для обеспечения физиологической потребности в витаминах допускается проведение дополнительного обогащения рационов питания микронутриентами, включающими в себя витамины и минеральные соли.

4.16. Для дополнительного обогащения рациона микронутриентами могут быть использованы в меню специализированные продукты питания, обогащенные микронутриентами, а также инстантные витаминизированные напитки промышленного выпуска и витаминизация третьих блюд специальными витаминно-минеральными премиксами.

4.17. Витаминизация блюд проводится под контролем медицинского работника (при его отсутствии иным ответственным лицом).

Подогрев витаминизированной пищи не допускается.

Витаминизация третьих блюд осуществляется в соответствии с указаниями по применению премиксов.

Инстантные витаминные напитки готовят в соответствии с прилагаемыми инструкциями непосредственно перед раздачей.

4.18. Замена витаминизации блюд выдачей поливитаминных препаратов в виде драже, таблетки, пастилки и других форм не допускается.

 

5.     Рекомендации по использованию отдельных видов продуктов, в том числе повышенной биологической и пищевой ценности, обогащённых микронутриентами

5.1.             При  организации  экскурсий, походов, выездных занятий и т.п. в

состав наборов продуктов сухого пайка следует включать термизированные молочные продукты на основе йогуртов, стерилизованные молоко, сливки, молочные напитки, хлебобулочные изделия, фрукты, соки  в индивидуальной упаковке.

5.2.             В наборы сухого пайка для питания детей во время длительных

экскурсий допускается ограниченно включать мучные кондитерские изделия (вафли, пряники, печенье) в индивидуальной упаковке. В походах в питании детей и подростков используются макаронные изделия, пищевые концентраты (готовые супы, каши, сухое молоко), консервированные продукты: тушёную говядину, свинину, сгущённое молоко, сливки и т.п. При организации питания в походах не используются скоропортящиеся продукты, в том числе в вакуумной упаковке.

5.3.             В    качестве    основного    источника    белков  в составе рациона

питания детей и подростков обязательно должны использоваться молочные продукты, мясо, рыба, яйца. Целесообразно включать в состав рациона питания детей и подростков продукты (в том числе кулинарные изделия), обогащенные белком.

         5.4. В качестве источника полиненасыщенных жирных кислот в питании детей и подростков используют кукурузное, подсолнечное масло. Растительные масла не следует использовать для обжаривания(жарки пассировки) продуктов и кулинарных изделий.

         5.5. В качестве основного источника животных жиров в питании детей и подростков используется мясные и молочные продукты, в том числе масло коровье (используют несоленое сладко-сливочное масло, вологодское масло, ограниченно-крестьянское и топленое масло). Запрещено использовать в питании детей и подростков масло с добавками гидрогенезированных растительных жиров.

         5.6. В питании детей и подростков следует использовать цельное молоко 3,2-3,5%-ной жирности, обогащенное витаминами, и молочные продукты, выработанные из натурального (невосстановленного) сырья. Ограниченно для приготовления блюд и кулинарных изделий можно использовать молоко меньшей жирности.

         5.7. Рекомендуется включать в рацион питания детей и подростков сыры твердых сортов с наименьшей жирностью (кроме сыров острых сортов), пластифицированные сырные массы, а также специализированные плавленые сыры для детского и диетического питания, при производстве которых не используется  фосфаты.

         5.8. Поскольку молоко относится  к продуктам повышенной эпидемической опасности, к его получению и переработке предъявляются повышенные требования. В питании обучающихся в общеобразовательных школах запрещается использовать молоко в натуральном виде. Натуральное удойное молоко расценивается как  продовольственное сырье, не является продуктом готовым к употреблению в общественном питании и предназначено для дальнейшей переработки.

         Для достижения оптимальной температуры отпуска молока его необходимо за 1,2-2 часа до реализации извлечь из холодильной установки и оставить на хранение при комнатной температуре.

         5.9. В исключительных случаях допускается вместо молочных продуктов использовать молочные консервы (высшего сорта). Так, сгущенное молоко можно использовать в качестве соуса с творожными и мучными блюдами (не чаще одного раза в 3-4 недели). Сухое молоко может использоваться при производстве хлебобулочных изделий, мучных кондитерских и некоторых кулинарных изделий. Нецелесообразно использовать сухое или сгущенное молоко при приготовлении горячих напитков с молоком (какао, чай, кофейный напиток).

         5.10. Маргарины (сливочные с минимальном содержанием трансизомеров жирных кислот) могут использоваться в питании детей и подростков лишь ограниченно, в основном в составе булочных и мучных кондитерских изделий.

         5.11.  В питании детей и подростков не должны использоваться кулинарные жиры, свиное или баранье сало, другие тугоплавкие жиры (в том числе для обжаривания  в составе мясных кулинарных и колбасных изделий).

         5.12. Ограничивается использование в питании детей и подростков жирных видов мяса (птицы). В питании детей и подростков  рекомендуется использовать менее жирное мясо: говядину  I категории, мясную свинину, мясо птицы и т.п. Из субпродуктов допускается использовать только сердце, язык, печень.

         5.13. В питании детей и подростков не должны использоваться майонезы (острые соусы на основе жировой эмульсии). Вместо майонезов при приготовлении салатов и холодных закусок используют растительное масло, а также стерилизованные и пастеризованные (термизированные) соусы на молочной (кисломолочной) или сырной основе.

         5.14. В питании детей и подростков не должно применяться продовольственное сырье, изготовленное с использованием кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), отдельных видов лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений.

5.15. В составе  пищевых продуктов, из которых формируется рационы питания детей и подростков, ограничивается  использование пищевых добавок.

Исключается использование химических консервантов (бензойная кислота и ее соли, сорбиновая кислота и ее соли, борная кислота, перекись водорода, сернистая кислота и ее соли, метабисульфит натрия, сернистый ангидрид и др.)

5.16. В качестве красителей в составе пищевых продуктов  в питании детей и подростков могут использоваться только фруктовые и овощные соки, пюре или порошки, какао, окрашенные витаминные (витаминно-минеральные) премиксы (в количествах, не допускающих превышения установленных физиологических норм потребления витаминов), а также натуральные красители, полученные из овощей, плодов, ягод ( свеклы, винограда, паприки и других видов растительного сырья).

5.17. В качестве пряностей в составе пищевых продуктов могут использоваться свежая и сушеная зелень, белые коренья (петрушка, сельдерей, пастернак), лавровый лист, укроп, корица; в небольших количествах – душистый перец, мускатный орех или кардамон.

5.18. При производстве кулинарной продукции для детей и подростков не используются ароматизаторы (за исключением ванилина), усилители вкуса (глутамат натрия и др.)

5.19. В качестве разрыхлителей следует использовать только пищевую соду (гидрокарбонат натрия)

5.20. В составе пищевых продуктов для детей и подростков должна использоваться только йодированная соль. Целесообразно использовать поваренную соль, йодированную йодатом калия (КЮЗ), а не йодидом калия (KI)

5.21. Для тепловой обработки продуктов используется только варка, приготовление на пару, запекание, тушение, микроволновой и конвекционный нагрев. При производстве пищевых продуктов, предназначенных для использования  питании детей и подростков, не используют такой технологический процесс, как жарка. Не допускается жарка продуктов, кулинарных изделий и отдельных ингредиентов в жире или  масле (во фритюре).

5.22. Блюда из овощей урожая прошлого года (капуста, репчатый лук, корнеплоды), не прошедших тепловую обработку, могут включаться в рацион питания учащихся только в период до 1 марта.

5.23. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых  неинфекционных заболеваний (отравлений) в организации общественного питания не допускается принимать:

- продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность;

- мясо и субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;

- рыбу, сельскохозяйственную птицу без ветеринарного свидетельства;

- непотрошеную птицу;

- яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, «тек», «бой», а также яйца их хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;

- утиные и гусиные яйца;

- консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, «хлопушки», банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;

- крупу, муку, фрукты и другие продукты, зараженные амбарными вредителями;

- овощи и фрукты с наличием  плесени и признаками гнили;

- пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;

- продукцию домашнего изготовления (консервированные мясные, молочные, рыбные и другие продукты, готовые к употреблению);

- субпродукты, кроме печени, языка, сердца;

- мясо диких животных;

- ядро абрикосовой косточки, арахис.

 5.24. В питании детей и подростков в ОУ не допускается использовать продукты, способствующие ухудшению здоровья детей и подростков, а также обострению хронических заболеваний:

- сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;

-жареные в жире (масле) продукты, изделия (пирожки, пончики, чипсы, картофель и т.п.);

- кулинарные жиры;

- уксус, горчицу, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые приправы;

- острые соусы (типа кетчупа);

- закусочные консервы и маринованные овощи, и фрукты (консервированные мс добавлением уксуса);

- сыры острых сортов, костные и грибные бульоны, в т.ч. пищевые концентраты на их основе, пищевые концентраты на основе искусственных ароматизаторов);

- майонез для заправки первых блюд; ограничивать использование майонеза для заправки салатов;

 - кофе натуральный, а также продукты, содержащие кофеин; другие стимуляторы, алкоголь;

- газированные напитки;

-биологически активные добавки к пище (БАД): с тонизирующим действием (содержащие элеутерококк, женьшень, радиолу розовую или другие аналогичные  компоненты), влияющие на рост тканей организма, а также продукты, вырабатываемые с использованием перечисленных добавок;

- продукты, содержащие гормоны, гормоноподобные вещества и антибиотики;

- жевательная резинка;

-кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5 %).

5.25. С учетом повышенной эпидемиологической опасности в питании детей и подростков в ОУ не допускается использовать:

- кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты);

- блинчики с мясом, заливные блюда (мясные и рыбные), рыбные и мясные салаты, студни, паштеты собственного приготовления, форшмак из сельди;

- изделия из мясной обрезки, свиных боков, диафрагмы, крови, рулетов из мякоти голов;

-зеленый горошек консервированный без тепловой обработки (кипячения);

- фляжное (бочковое) молоко без тепловой обработки (кипячения);

- молоко - «самоквас», простокваша и другие кисломолочные продукты собственного (непромышленного) приготовления, в том числе для приготовления творога;

- творог из непастеризованного молока;

- творог собственного (непромышленного) приготовления;

- творог или сметану в натуральном виде, без тепловой обработки, за исключением готовых  к  употреблению кисломолочных продуктов (творожков, йогуртов и т.п.) промышленного производства в индивидуальной промышленной упаковке, рассчитанной на одну порцию продукта;

- холодные напитки, морсы собственного приготовления (без тепловой обработки), квас;

- окрошки (холодные супы);

- макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом;

- яйца и мясо водоплавающих птиц;

- яичница-глазунья;

-грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные;

- блюда из мяса, птицы, рыбы, не прошедшие тепловую обработку;

- остатки пищи от предыдущего приема, и пища приготовленная накануне;

- карамель, в том числе леденцовая.

5.26. Для приготовления блюд и кулинарных изделий, предназначенных для использования в питании детей и подростков, следует использовать яйцо с качеством не ниже диетического.

5.27. Производственный контроль за формированием рациона питания детей и подростков, его качественным и количественным составом, и формированием ассортимента пищевых продуктов, предназначенных для организации рационального питания учащихся, осуществляется специалистами, имеющими соответствующую профессиональную подготовку.

5.28. Порционные блюда отбираются в полном объеме; салаты, первые и третьи блюда, гарниры – не менее 100 гр.

 Пробу отбирают из котла (линии раздачи) стерильными (или прокипяченными) ложками в промаркированную стерильную (или прокипяченную) стеклянную посуду с плотно закрывающимися стеклянными или металлическими крышками.

Отобранные пробы сохраняют в течение не менее 48 часов (не считая выходных и праздничных дней) в специальном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике при температуре +2 - +6 °С.

 

6.     Организация бесплатного льготного питания учащихся

 

6.1.         Право на обеспечение  бесплатным питанием  имеют учащиеся 1-

11-х классов из многодетных семей.

6.2.         Для постановки   на   бесплатное   питание  детей из многодетных

семей необходимо предоставить следующие документы: заявление родителей (законных представителей); удостоверение многодетного родителя, дающее право на получение мер по социальной поддержке.

6.3.         Организация бесплатного питания осуществляется на   основании

приказа руководителя ОУ, утверждающего списки обучающихся (ежемесячно).

6.4.          Ответственность   за     соблюдение     условий     предоставления

бесплатного питания несет руководитель ОУ.

 

7. Порядок предоставления бесплатного питания обучающимся,  получающим общее  образование на дому.

     7.1.  Обучающийся  на  дому – лицо  по  состоянию  здоровья  временно или постоянно не  посещающее образовательное учреждение на основании заключения лечебного учреждения, для которого организовано индивидуальное обучение на дому.

        7.2. Бесплатное питание для обучающихся из многодетных семей, получающих образование   на дому, предоставляется общеобразовательным  учреждением в случае, если  ребенок зачислен на обучение в учреждение.

        7.3. Бесплатное питание предоставляется один раз  в учебный день (исходя из среднегодового количества учебных дней учащихся осваивающих образовательные программы соответствующей ступени образования).

        7.4. По согласованию с родителями (законными представителями) бесплатное питание может быть предоставлено общеобразовательным учреждением в виде натуральных продуктов (продуктовый набор). Продуктовый набор выдается один раз в месяц в соответствии с одним детоднем бесплатного питания учащихся. 

8. В пищеблоке должны находиться:

- заявки на питание, журнал учета фактической посещаемости школьников;

- бракеражный журнал;

- копии меню и наличие ежедневного меню;

- технологические карты на блюда из меню;

- приходные документы на продукцию;

- документы, подтверждающие качество поступающего сырья, полуфабрикатов (сертификаты соответствия, накладные с указанием сведений о сертификатах, сроках изготовления и реализации продукции);

- книга отзывов и предложений;

- при организации горячего питания обучающие получают обеды  в столовой согласно списку по классам.

9. Финансирование школьного питания.

9.1. Финансирование школьного питания осуществляется:

- из средств областного бюджета;

- из средств муниципального бюджета;

- родительской платы.